Как помочь ребенку выучить английский: советы неравнодушным родителям
На просторах интернета можно встретить достаточное количество советов о том, как помочь ребенку с английским. Часть из них — чистая классика, которая работала и будет работать во все времена, например:
- Включайте бэкграундом песни на английском.
- Смотрите мультики и другие видео на английском.
- Используйте английский при разговоре с ребенком, заменяя частично русский слова английским или используя целые фразы.
- Читайте книжки на английском с ребенком.
- Создавайте иллюстративные словарики и учите вместе слова на английском языке.
Выше перечислены самые распространенные советы и они, действительно, работают, но… Но только в том случае, когда ребенок уже знает основы, любит английский и занимается с удовольствием. Тогда ему интересно тренировать и развивать имеющиеся навыки и умения, узнавать новое.
Если же ребенок только начал изучать английский, то…
- Звучащая английская песня будет не песней из слов, которые можно повторять, петь и тренировать фонетику, а будет казаться единым потоком неразделимых и непонятных звуков. Повторить такое совершенно нереально, потому что непонятно ничего. Мозг только утомится, и либо наступит усталость и интерес пропадет, либо мозг просто переключится на что-то другое.
Не верите? Включите любую песню на языке, который вы раньше никогда не изучали, и сразу поймете, о чем речь. Почему так происходит? Все очень просто. Ухо ребенка еще не знакомо или плохо различает звучащую сторону английского языка, не сформировалась элементарная устная речевая база, поэтому он просто не умеет слышать английские слова. Соответственно, слушание бэкграундом ничего не даст.
- При просмотре мультиков на английском, где самое ценное — это развитие языковой догадки за счет того, что звучащая речь подкрепляется зрительным образом, внимание ребенка, который только начал изучать английский, будет сосредоточено исключительно на видеоизображении. Да, конечно, дети понимают, о чем мультик, но только по зрительному образу. Текст — за рамками понимания. Соответственно, остается только развлекательная функция мультиков, образовательная теряется.
- Чтение книжек на английском языке, подразумевающее активное пополнение пассивного запаса и развитие языковой догадки, также мимо. Думаю, уже понятно, почему. Смотреть картинки — да, интересно. Но слушать непонятный текст… Если будут читать с интонацией, то на какой-то момент заинтересуют. Но при регулярном повторении… Это как слушать песни.
- Создавать совместный словарик — это уже интереснее, хотя бы потому, что ребенок принимает непосредственное участие. Он становится деятелем, а если любит рисовать, то в работу еще включается и эмоциональная память, т.е. можно быть уверенным, что слова запомнятся. Другой вопрос, что с этими словами делать дальше?..
А что вообще представляет из себя процесс изучения английского?
Прежде чем ответить на этот вопрос и дать советы, как помочь ребенку выучить английский, давайте разберемся, чему, собственно, учат и как.
Владение любым языком, в том числе и английским, представляет из себя умение осуществлять на языке четыре вида речевой деятельности:
- Умение говорить на изучаемом языке.
- Умение писать.
- Умение слушать и слышать.
- Умение читать (и понимать прочитанное).
Чтобы овладеть этими видами речевой деятельности, необходимо знание:
- Фонетики (английские буквы и звуки).
- Лексики (английские слова).
- Грамматики (как связывать слова в предложения).
И фонетика, и лексика, и грамматика тесно связаны друг с другом: нужно знать не только значение слов, но и уметь их произносить, и слышать, а еще знать, как связывать между собой, чтобы выражать свои мысли и быть понятыми правильно или правильно понимать других. Другими словами, лексика, грамматика и фонетика выстраивают фундамент, который позволяет пользоваться языком как средством коммуникации.
Считается, что самое сложное — это научиться говорить на языке. Но это заблуждение. Самое сложное — научиться писать! И не только на английском, но и на своем родном языке. Хотя бы потому, что для того, чтобы писать, нужно сесть и писать. А говорить… можно в любом месте. Было бы с кем. И вот тут родители могут оказаться просто незаменимыми помощниками своим детям, изучающим английский язык!
Сказать, что вы ничего не помните и не знаете не прокатит- дети тоже не знают, поэтому вы в равных условиях
Почему устное общение на английском — залог правильного обучения ребенка английскому
Правильное изучение языка должно начинаться с устного общения, в ходе которого тренируется и говорение, и аудирование. Это правило актуально для любого возраста. Через устное общение начинается погружение в язык. Но для каждого возраста есть свои нюансы, связанные с организацией такого общения.
Если малыши и дошкольники в принципе не знают другого способа познания нового кроме как через устную речь, то школьники уже знакомы с письменной речью и, конечно, использование опор в качестве письменного текста очень помогает: если забыл, всегда можно перечитать и вспомнить. Однако английский в этом случае будет исключением. Если изучение языка начинается с алфавита, то это заведомо ложный путь, который лишь кажется более легким.
Вводный устный курс позволяет сформировать навыки различения английских слов и самых простых фраз на слух, запомнить самую обиходную лексику и выучить речевые клише. Эти навыки и умения:
- Во-первых, помогут ребенку почувствовать себя успешным — ВАУ! я могу понимать и отвечать на вопросы!
- Во-вторых, мотивируют на дальнейшее изучение и дадут уверенность, что английский можно выучить.
- В-третьих, станут надежной базой и опорой на следующем этапе, где уже не обойтись без чтения и письма.
Как научить ребенка говорить на английском
Соответственно, вот на этом, самом первом этапе, и нужна посильная помощь родителей. Ребенок будет понимать, что он не один, похвала лишней не будет, да и вообще дети любят, когда родители тоже «в теме»:)
Итак…
Для запоминания слов можно использовать карточки, а можно все, что нас окружает. У детей хорошая память, слова достаточно произнести 1-2 раза, а потом обязательно включать во фразы. Так будет происходить непроизвольное запоминание грамматики. Например:
— cat, a cat.
— This is a cat.
— dog, a dog.
— That is a dog.
Проверить, запомнил или не запомнил ребенок значение слов, можно с помощью вопросов:
— Where is the dog? Where is the cat?
Чтобы проверить,запомнил ли само слово, используем другой вопрос:
— What is it?
Обязательно подключаем игры и соревнования. Например, кто больше назовет, используя this is a… that is a…
Усложняем, добавляя сначала цвет:
— This is a black cat.
Потом добавляем другие качества:
— This is a fat cat или this is a small cat.
Не забываем про вопросы. После знакомства с цветами, играем в игру «What colour is it?». Сначала привлекаем то, что одного цвета, потом два: «It is blue and yellow». И т.д.
Дальше включаем счет. Сначала просто считаем все,то в округе. Не забываем акцентировать внимание на окончании! Three catssssss, five dogsssssss.
Можно играть в игру «что в окне», повторяя и цвета, и счет:
— Look! Three black cars!
— Look! Two cats! Red and white!
Или через вопрос и ответ:
— How many birds (cats, dogs, stars, children…)?
Незаменимым помощником становится обычный мячик. С помощью него хорошо тренировать реакцию, внимание и память. Просто так повторять счет скучно, а если кидать друг-другу мячик, то уже становится намного интереснее. Тоже самое с вопросами и ответами. Мячик можно просто кидать, а можно играть в «я знаю 5 имен (названий)…», только на английском.
А как правильно объяснять ребенку глаголы в английском?
Устное запоминание и отработка действий тоже не проблема. Вводим утреннюю и вечернюю гимнастку. И вот тут пригодятся пени! Только не бэкграундом. А поем и танцуем вместе! Предварительно только стоит проговорить действия и изобразить без музыки.
Другие действия «выуживаем» из повседневного обихода. Заодно тренируем Pr. Continuous (описывает действия, которые происходят в данный момент) и Imperative (просьбы, команды, предложения).
Все просьбы выражаем через:
— Please, go (give, take, say)…
или
— Can I…
Предложения через:
— Let’s play (watch, buy, eat)…
Рассматривая фотографии, обсуждаем, кто что делает:
— Look! Dad is fishing!
— Look! Grandma is swimming.
Вопрос «What are you doing?» включаем в повседневное общение и, конечно, не забываем задавать его в разговоре по телефону!
Итак, как же правильно научить ребенка английскому?
— учим слова, которые нас окружают и сразу вставляем их во фразу или в предложение. Мозг научится запоминать очень быстро, а ухо сможет улавливать не отдельное слово, а слово во фразе- что происходит при разговоре в обычной речи на родном языке.
— идем от ситуации, а не от грамматического правила. Нас интересует ответ на вопрос «как попросить», «как рассказать», «как описать», а не что такое Pr. Continues и как он употребляется.
— строим диалоги, взаимодействуем, а не рассказываем темы. Вспомните хоть одну ситуацию в жизни, где бы вы произносили монолог. Попытались? Вспомнили? Нет?!! Неудивительно! Даже когда мы рассказываем о том, что случилось, нас собеседник останавливает, переспрашивает и задает уточняющие вопросы. Это и называется беседа, разговор.
Когда же мультики, песни, чтение…?
Мультики и песни можно и нужно включать в устный курс. Только использовать специально отобранные под уже пройденную лексику и грамматику.
Как отбирать материал для изучения?
Можно ориентироваться на любой курс для начинающих. Как правило, грамматика в учебниках соответствует международной шкале уровней изучения языка. Если ребенок уже где-то учит язык, например, в школе, за основу смело берите изучаемый курс, тренируйте и закрепляйте материал, который проходят с учителем, постепенно добавляйте свое.А можно воспользоваться видео уроками он-лайн школы английского для детей новакид. Преподаватели школы станут самыми лучшими помощниками детям в возрасте от 4 до 12 лет в изучении английского языка, научат говорить на английском и понимать этот язык. Ваш ребенок полюбит английский! Пробный бесплатный урок.