Почему стихи запомнить сложно, а мультик – легко? Как работает память у детей
Одна из главных причин недопонимания между родителями и маленькими детьми – не все родители понимают тонкости возрастной психологии и особенностей восприятия.
Внимание и память детей работают не так, как у взрослых, и это нужно учитывать при общении. И развитие памяти у детей и подростков требует отдельного внимания.
Основная классификация памяти
Откуда ребенок узнает и запоминает слова, которые никто из взрослых ему не говорил? Почему стихи для садика учатся так сложно, а песни, услышанные по радио в машине, запоминаются с двух раз?
Как правильно учить малыша читать и считать? С какого возраста можно отвести на уроки танцев или на английский для самых маленьких?
Все эти вопросы связаны с работой памяти у детей.
Память – это четыре взаимосвязанных процесса:
- Запоминание. Это активный процесс взаимодействия с информацией, фиксация основных и дополнительных сведений.
- Сохранение. От того, как часто и долго человек взаимодействует с новыми сведениями, зависит сохранение их в памяти.
- Узнавание (припоминание). Опирается на вспомогательную информацию об объекте или явлении.
- Воспроизведение. Это процесс, во время которого выученная ранее информация появляется в сознании.
Автоматическое воспроизведение характерно для информации, которую мы усвоили очень хорошо – так мы помним типичный маршрут до дома, дату своего рождения, названия цветов и предметов на родном языке.
Виды памяти у детей такие же, как и у взрослых, однако степень развития будет отличаться в зависимости от возраста, объема знаний и индивидуальных особенностей ребенка.
В первую очередь, память разделяют на:
- Образную, или наглядную. Это умение удерживать в голове разнообразную визуальную информацию: картинки, цвета и формы предметов, лица.
- Слуховую, или словесную. При этом типе лучше запоминается информация на слух и звуковые образы (ритм, мелодии, музыка).
- Двигательную, или моторную. Также называется мышечной памятью. Именно благодаря ей мы научились ходить, бегать, танцевать, кататься на велосипеде, писать и рисовать.
- Эмоциональную. Отвечает за запоминание ощущений, эмоций и чувств. Играет значительную роль в психологическом развитии ребенка.
Также выделяют произвольную и непроизвольную память.
Первая основывается на осознанном запоминании, заучивании, требует концентрации. Непроизвольно мы запоминаем то, что связано с яркими эмоциями, нестандартным опытом, глубоким интересом к явлению или событию.
Третий тип классификации памяти – это время хранения информации:
- Краткосрочная – запоминание небольших объемов информации, которые понадобятся в ближайшее время;
- Оперативная – она охватывает тот объем данных, который мы держим в голове, когда анализируем что-либо или решаем задачу (пример – та самая цифра, которая остается «в уме» при математических вычислениях);
- Долгосрочная – объединяет различные сведения, которые составляют нашу систему знаний.
Кратковременная память и у детей, и у взрослых преобладает, поскольку не требует никаких усилий. А вот чтобы запомнить что-то надолго, нужно постараться.
Мы развиваем память у детей именно для того, чтобы наладить переход краткосрочной памяти в долгосрочную, научить не просто поверхностно запоминать информацию, а превращать ее в знания.
Ведь именно на долгосрочной памяти основываются навыки, эрудиция, глубокие познания в разных областях. От степени развития долгосрочной памяти зависит успех в обучении.
Как работают механизмы памяти у ребенка?
Развитие памяти детей дошкольного возраста происходит последовательно, с возрастом.
У младших дошкольников работает только непроизвольная память. В этот период ребенок активно осваивает механизмы запоминания и воспроизведения, и они, как правило, осуществляются внутри какой-то другого вида деятельности.
То есть, малыш запоминает и повторяет слова, движения, действия, визуальные образы не осознанно, а в рамках игр и привычных бытовых ситуаций. Поэтому любая деятельность – от развития бытовых навыков до обучения английскому с нуля – должно быть основано на игре.
Главный вид внимания в этом возрасте – образный. Развитие восприятия и мышления в этом возрасте таково, что малыши склонны обобщать и рассматривать явления целиком, поэтому они чаще всего запоминают «картины», целостные, не детализированные впечатления.
Какая бывает память у детей в разном возрасте?
- До двух-трех лет зрительная память у детей играет основную роль. Они запоминают именно визуальные образы.
- До четырех-пяти лет – движения и слова, поскольку в этот период дети активно включаются в игровую деятельность и много подражают взрослым, повторяют за ними.
- Примерно с пяти-шести лет у детей появляется произвольная память, то есть, они осваивают «специальное» запоминание и воспроизведение. Однако эти механизмы все еще сильно связаны с эмоциями и впечатлениями, поэтому лучше всего запоминается то, что используется в играх.
Основной способ помочь малышу с освоением произвольного запоминания – это обучающие детские игры, развивающие память.
Как тренировать память у детей: классические упражнения
Плохая память у детей дошкольного возраста становится особенно заметна на занятиях в детском саду. Однако эту проблему можно легко решить.
- «Что изменилось?». Это похоже на поиск отличий на картинках, только играть можно с чем угодно: с изображениями, с выложенными на стол предметами, обстановкой в комнате, даже с людьми!
Когда у вас гости, предложите ребенку запомнить то, что он видит, а затем выйти из комнаты, вернуться и угадать, что изменилось. Например, два человека поменялись чашками, со стола пропало печенье и на его месте появился салат и т. д.
- Поиск совпадающих картинок. Для этой игры используются карточки с парными изображениями. Нужно, чтобы ребенок запомнил их расположение. Потом карточки переворачивают рубашкой вверх, и игроку нужно вспомнить, где лежат парные картинки.
- Чтение и заучивание стихов. Здесь важнее всего не просто проговаривать текст, а насыщать его эмоциями, чтобы ребенок запоминал не только отдельные слова, но и общую картину. В этом, кстати, хорошо помогает чтение по ролям и маленькие постановки домашних спектаклей.
- Танцы. Заучивание движений по примеру – отличный способ развивать и слуховую память у детей, а также зрительную и моторную. Кстати, в качестве «упражнения» можно брать популярные танцы из соцсетей – они простые, ритмичные и точно заинтересуют ребенка лет 5-6.
Как еще улучшить память у детей?
- Разговаривайте о прошедшем дне.
Также можно обсуждать мультики, впечатления от игр, встреч с родственниками и друзьями. Когда вы просите ребенка рассказать, что сегодня было в садике, вы стимулируете его вспоминать, акцентировать внимание на деталях.
Выстроить по памяти рассказ о том, что произвело на малыша впечатление, ему скорее всего будет проще и увлекательнее, чем пересказать специальную «тренировочную» сказку или стишок. Обсуждение того, что понравилось и не понравилось, помогает дополнительно развивать эмоциональный интеллект и прививает ребенку привычку разбираться в своих чувствах, обращать на них внимание.
- Помогайте устраивать игры.
Дети часто основывают на своих впечатлениях новые игры – начинают изображать персонажей мультика, который им недавно понравился, или восстанавливают яркие ситуации из собственной жизни – отправляют свои игрушки в путешествия, на прогулки, к врачу, в кафе.
Участвуйте в таких играх – помогайте ребенку вспоминать свои впечатления: «У принцессы в фильме было зеленое платье, а у твоей будет синее»; «А помнишь, на каких каруселях мы катались сначала, а на каких – потом?»; «Что тебе сказал доктор, когда мы уходили?»
В детских играх на внимание и память, как и в любых обучающих занятиях с малышом, важно не забывать хвалить его за успехи, быть внимательными к тому, что ему интересно, и оставаться терпеливыми к его темпу развития.
А как вы помогаете ребенку развить память? Поделитесь вашим опытом в комментариях!