Каждое действие человека начинается с мысли, а реализуется чаще всего через движение. Практически любая деятельность человека, даже статичная, в итоге задействует мышцы. Например, когда мы читаем или смотрим фильм, то двигаем глазами. Реализация желания, идеи или потребности, возникшей в голове, через движение – это и есть психомоторика.
В раннем возрасте мы исследуем мир в первую очередь через движение и тактильное взаимодействие. Поэтому психомоторика детей играет большую роль в дальнейшем нейроразвитии в целом.
Что такое психомоторика, ее функции
Психомоторика – это связь между работой мозга и движениями человека.
Знаменитый врач и физиолог И. М. Сеченов в середине 19-го века написал книгу «Рефлексы головного мозга». В ней он обращает внимание на то, что всякое движение является внешним проявлением и завершением психического процесса, и наоборот, что любой мыслительный процесс заканчивается в итоге мышечным движением.
Но мы совершаем действия не только осмысленно. Люди двигаются рефлекторно, при столкновении с разными явлениями и обстоятельствами. Этот аспект психомоторики изучал Н. А. Бернштейн в середине уже 20-го века.
У психомоторики четыре функции:
- исполнение действий;
- познание;
- регулировка действий;
- интеграция других сигналов окружающей среды.
Это значит, что процессы психомоторики позволяют человеку выполнять осознанные и рефлекторные движения, получать на основе их информацию об окружающей среде, реагировать на внешние сигналы и менять поведение в зависимости от них.
Практически все физические действия человека – ходьбу и бег, рабочие движения, позы, жестикуляцию, мимику, артикуляцию – реализует и регулирует психомоторика. Примеры явления – это и улыбка при виде приятного человека или предмета, и непроизвольно сжимающаяся челюсть из-за стресса, и прыжки от радости.
Описать любые психомоторные процессы можно с помощью двигательных характеристик. Они простые – сила, ловкость, скорость, выносливость, также выделяют координированность и пластичность.
Задержка психомоторики: причины и упражнения для исправления
Бывают случаи, когда психомоторика детей развивается слишком медленно или недостаточно. Такие дети, например, испытывают трудности или позже начинают ползать, сидеть, ходить. В дальнейшем проблемы могут возникнуть с речью, мелкой моторикой, координацией и т. д.
Эти нарушения могут быть связаны с разными факторами.
Врач Алиса Кривенцова-Жмурова, эксперт сети детских клиник доказательной медицины DocDeti, рассказала Novakid, из-за чего могут появиться задержки в нейроразвитии ребенка и можно ли исправить ситуацию с психомоторикой при помощи упражнений.
Какие нарушения развития психомоторики и сенсорных процессов существуют?
Современная классификация выделяет 5 групп:
- нарушения моторного развития: нарушение координации, стереотипные движения, тики;
- нарушения коммуникации: расстройство языка (речи), произношения, беглости речи, социально-коммуникативное расстройство;
- расстройства аутистического спектра;
- специфические расстройства обучения: проблемы с чтением (дислексия), письмом (дисграфия), трудности с математикой (большая группа сложностей, в которую входит и дискалькулия);
- интеллектуальные особенности.
Иногда бывает так, что у одного ребенка наблюдается сразу несколько расстройств – это называется сочетанные расстройства.
Что влияет на возникновение этих нарушений?
- Пренатальные факторы – то, что воздействует на плод во время беременности. К ним относятся употребление матерью алкоголя и/или определенных препаратов (которые называются тератогенными, то есть опасными для плода) и болезни матери (например, инфекции из группы TORCH, заболевания плаценты).
- Перинатальные факторы – связанные с родами – низкая масса тела при рождении, недоношенность, тяжёлые или затяжные роды.
- Постнатальные причины – проблемы, возникшие после рождения. Расстройства нейроразвития могут быть вызваны гипоксически-ишемическими поражениями (инсультами у ребенка), черепно-мозговыми травмами, эпилептическими приступами, инфекции, а также тяжёлая социальная депривация.
Среди инфекций, которые могут вызвать нарушения психомоторного развития, есть и вакциноуправляемые. Чтобы защитить ребенка от тяжелого течения болезни и дальнейших осложнений, очень важно делать прививки.
Еще одна, самая большая группа факторов – генетические заболевания.
Например:
- синдром Дауна и другие хромосомные нарушения;
- синдром Мартина-Белл — может возникать у детей с аутизмом и интеллектуальной недостаточностью;
- наследственные болезни обмена веществ;
- лейкодистрофия.
Для некоторых расстройств, например, синдрома дефицита внимательности и гиперактивности (СДВГ) или нарушений обучения, конкретные гены не определены. Но врачам известно о том, что они часто передаются внутри семьи.
И это лишь малая часть таких болезней. Вероятно, в ближайшее время генетические факторы выйдут на первое место среди причин возникновения расстройств развития. И самое печальное – то, что от этих болезней очень сложно защититься, в некоторых случаях невозможно.
Абсолютно здоровые родители могут не знать, что являются носителями опасной мутации. И даже если ее нет, заболевание может возникнуть в семье впервые.
Консультация генетика до беременности может помочь снизить риски некоторых расстройств, но далеко не всех.
Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был здоровым и жил полноценно, но от генетических нарушений действительно никто не застрахован.
Но важно помнить, что можно многое сделать для ребёнка и повышения качества жизни семьи, если вовремя заметить проблему и начать терапию и/или реабилитацию. Не бойтесь обращаться за помощью к специалистам, которые разбираются в нарушениях развития у детей.
Какие упражнения нужны, чтобы исправить ситуацию?
Задержки развития психомоторики бывают абсолютно разными, поэтому и общего, универсального списка мероприятий, которые помогут преодолеть их, не существует.
Алиса Кривенцова-Жмурова предлагает разобрать несколько примеров, для наглядности.
Ваня, 8 месяцев
Очень крупный малыш с созидательным темпераментом: любит все облизывать, улыбаться и имитировать выражения лица родителей, лежать на животе и перебирать ближайшие игрушки. А когда не может дотянуться до новых — тут же кричит. В этот момент приходит кто-то из родителей или бабушка, и сразу берут Ваню на руки. Ваня пока не сидит и ползает очень неактивно, но на неврологическом осмотре никаких отклонений не обнаружено.
Что нужно Ване для развития?
- В первую очередь – время. Ваня освоит все навыки в нужные сроки, даже если ничего не делать.
- Можно попробовать класть игрушки подальше и повыше, чтобы у ребенка была мотивация добраться до них.
- Родителям и бабушке не стоит бежать к малышу при первом возмущении.
Настя, 5 месяцев
У Насти генетическое заболевание, при котором дети развиваются с задержкой моторных навыков и коммуникации. Про этот синдром известно, что дети обычно всё-таки начинают ходить, просто в более позднем возрасте.
Как помочь Насте?
- Не мешать различными курсами реабилитации, где ей будут делать больно якобы для стимуляции навыков, а поездки на занятия будут пугать девочку и требовать достаточно больших финансовых и эмоциональных ресурсов семьи.
- Подстроить среду, в которой находится Настя, под её потребности.
- Сделать индивидуальный план занятий дома с родителями, которые реально выполнять ежедневно.
- Вовремя посадить и поставить на вертикализатор.
- Следить за состоянием её тазобедренных суставов.
Главные специалисты по этим направлениям — эрготерапевт и физический терапевт. Курсовая реабилитация и массаж — это не основные методики помощи детям с задержкой навыков.
Лёша, 4 года
У него ДЦП самого тяжёлого функционального класса: не говорит, практически не понимает обращённую речь, уже есть вывих тазобедренного сустава. Родители вовремя посадили Лешу, но о вертикализаторе никто не говорил. Семья проходила курсы реабилитации по методикам Войта, Бобат — во время большинства упражнений ребёнок кричал и плакал. Дома родители не занимаются: они просто не знают, как нужно – никто не показывал.
Чем можно помочь Лёше?
- Решить проблему с тазобедренным суставом: Лёше может быть больно во время каждого упражнения, а это очень плохо. С этим помогут ортопеды и хирурги.
- Организовать правильное положение тела Лёши: подобрать вертикализатор, коляску, стул, обсудить, как он проводит время в течение дня. Здесь поможет эрготерапевт.
- Попытаться наладить альтернативную коммуникацию с Лёшей, если речь ему недоступна. С этим помогут специалисты поведенческой терапии и альтернативной коммуникации.
- Обдумать необходимость ботулинотерапии.
- После этого вместе с физическим терапевтом составить индивидуальный план упражнений для профилактики контрактур и поддержания тех навыков, которые есть у ребёнка. Это упражнения, которые родители будут делать сами ежедневно.
Никакой массаж и курсовая реабилитация в данном случае не помогут.
Основной вывод врача: нет никакого списка упражнений для развития навыков, даже если об этом говорят в интернете. Не всегда упражнения вообще нужны, а задержка какого-либо навыка не всегда говорит о патологии. Но даже когда расстройство присутствует, чаще всего и в первую очередь ребёнку нужны не упражнения, а помощь профильных специалистов.
Самое важное для родителей – наблюдать за своим ребенком, вовремя обращать внимание на особенности реакции, движений. И консультироваться с грамотными специалистами, а не пытаться найти ответ самим.
Нашли полезную информацию или узнали новое? Поставьте лайк!