Как научить ребенка английскому: современные методы и технологии
В современной методике обучения иностранным языкам насчитывается довольно много нетрадиционных способов изучения языка, в частности, английского языка с детьми. Хотя, если сравнивать обучение дошкольников с обучением тех же школьников, то весь процесс обучения можно назвать «нетрадиционным», потому что он строится по несколько другим принципам и проходит в других формах.
Почему к обучению детей надо подходить особо?
Во-первых, это связано с тем, что внимание детей младшего возраста сложно удержать и, соответственно, привычная урочная форма, где ученики чинно сидят за партами и слушают учителя, не про дошкольников.
Во-вторых, запоминают информацию дошкольники тоже не так, как дети школьного возраста. Им свойственно непроизвольное запоминание — в ходе выполнения игровой или творческой деятельности.
В-третьих, механизмы восприятия у дошкольников также отличаются. Эмоциональное и наглядно-образное мышление — вот их конек. Внимание привлекает то, что имеет для ребенка привлекательность или вызывает интерес: яркие цвета, необычные формы, секреты, загадки.
Опираясь на эти факторы, преподаватели и методисты пи работе с малышами стараются использовать методы и приемы обучения английскому, которые бы максимально соответствовали психологическим и физиологическим особенностям маленьких непосед.
Нашумевшая геймификация
Самыми распространенными и наиболее разработанными являются приемы геймификации — вовлечение ребенка в процесс обучения через игру. Игровая деятельность — это родная стихия детей, где они чувствуют себя как рыбы в воде. Игра привлекательна как в организационном, так и в содержательном плане.
В организационном — потому что в каждой игре есть правила, которые надо строго соблюдать, иначе игра не состоится. Все дети то знают, это закон, поэтому к правилам прислушиваются. Также в игре можно двигаться, общаться, обмениваться предметами и пр., т.е. оставаться в естественном для детей активном состоянии. В содержательном плане ценность игр заключается в том,что их можно наполнить любым материалом, подлежащим запоминанию. и дети его смогут не только усвоить, но и потренироваться в спонтанном употреблении, ведь любая игра для детей — это реальность! И лишь преподаватель ведает о ее дидактической функции и лингвистической нагрузке.
Квест на английском — слабо?
Одним из наиболее популярных современных разновидностей игровых приемов является квест. Название говорит само за себя! «Quest» в переводе с английского означает «поиск» или «поиск приключений». А это априори означает, что если на занятиях английским преподаватель с детьми проводит квест, то детей ждут испытания, загадки, трудности,преодолеть которые придется средствами английского языка!
Обычно квесты строятся по принципу прохождения маршрута, разделенного на несколько этапов. Каждый этап приближает к главной цели — получить ключ. Но чтобы его получить, надо выполнить задания на промежуточных этапах, задействуя знания, умения и навыки,полученные в ходе изучения английского языка. Такая форма уроков мотивирует детей на дальнейшее обучение английского.
Однако квесты могут быть организованы и по принципу обучающих уроков, когда дети не демонстрируют уже полученные ранее знания, а, наоборот, от этапа к этапу выучивают узнают новые слова и выражения, тренируют и закрепляют их употребление в грамматических конструкциях. Необычный способ подачи материала, а также неожиданности, с которыми дети сталкиваются на каждом шагу, как нельзя лучше задействуют наглядно-образное мышление и эмоциональную память. А частая смена деятельности при переходе от одного этапа к другому позволяет удерживать внимание детей столько, сколько требуется преподавателю.
Еще одним нетрадиционным методом, который успешно применяется при обучении детей английскому, является метод проектов или проектная деятельность. Изначально метод использовался больше для школьников, причем школьников старших классов, на за последние 10 лет очень помолодел и сейчас с успехом применяется и в работе с дошкольниками.
Знаменитый project пробовали?
Метод проектов относится к исследовательским методам, и, по сравнению с квестом, где важна групповая работа, носит больше личностный характер. Направлен на развитие речевых умений и на развитие творческого мышления. Каждая тема завершается работой-проектом, которую дети делают сами и «защищают», т.е. по-английски рассказывают о содержании. Например, «моя любимая еда», или «мой питомец», или «мой дом». Возможность рассказать о том, что имеет для ребенка личную значимость, а также использование картинок и фотографий увлекает детей и они лучше запоминают необходимый языковой материал.
Интерактивные методы
Интерактивное обучение, т.е. обучение в ходе взаимодействия — это неотъемлемая составляющая изучения английского с детьми. Совместная деятельность может быть разной — совместное творчество, например,создание коллажа или плаката, поделка из подручных материалов, аппликации и т.д.; мастер-классы, например, приготовление салата или пиццы, декупаж, мягкая игрушка и любые другие виды совместной деятельности, например, посадка цветов и организация клумбы или мини-огорода. Взаимодействие между преподавателем и учеником сопровождается живым общением, и это непрямое научение языку в ходе выполнения деятельности имеет с точки зрения методики обучения большую ценность, чем то, чему преподаватель хочет научить.
Метод театрализации или драматизации
Театр на английском — любимый метод обучения многих преподавателей и любимая активность детей. Ребенок погружается в мир храбрых принцев и принцесс, добрых фей и злых колдуний, волшебных существ и говорящих животных. Детей увлекает сюжет, они быстро запоминают событийную линию, могут выбрать героя, который нравится и поэтому запомнить его реплики будет легко. Первоначально сказку с детьми можно прочитать и обсудить картинки или посмотреть мультик, проработать ключевые слова и после «озвучить». Но больше всего дети любят именно разыгрывать сюжеты с куклами на руку, ширмой и декорациями.
Подготовка к спектаклям, если она осуществляется полностью на английском, погружает ребенка в условия языковой среды и естественного использования языка. Поэтому метод «прямого погружения», когда с детьми начинают сразу говорить по-английски, развивая их языковую догадку и формируя навыки восприятия устной речи на слух, так популярен при обучении с детьми.
Онлайн обучение
Но, наверное, последним «писком моды» все-таки является онлайн обучение и всевозможные разрабатываемые онлайн технологии: виртуальные экскурсии, web-квесты, мультимедийные технологии и, безусловно, море возможностей для реализации приемов геймификации. При обучении английскому онлайн детей важно, чтобы на занятии применялось разумное сочетание упомянутых технологий. Иначе мозг ребенка переутомится и обучающей пользы не будет.
Какие бы современные технология или методы не применялись, важно помнить,что цель обучения — научить общаться на изучаемом языке, потому развлекательная цель всегда вторична, а коммуникативная ценность первична.
Методике обучения, целиком построенное на общении между преподавателем и учащимся, руководствуются преподаватели онлайн школы для детей 4-12 лет новакид. Преподаватели-носители языка не могут использовать родной язык обучаемого для подсказок, поэтому ребенок научается быстро и легко говорить на английском. Первый урок бесплатно.