Знакомая ситуация? Сколько лет уже ребенок английский в школе изучает, а как успехи в говорении?.. А когда вообще начинают говорить при изучении иностранного языка?…
Начнем с того, что учить язык и учиться говорит на языке – это не одно и то же. Большинство языков мира существуют в двух формах – устной, отвечающей за говорение, и письменной. Основную сложность на всех языках, в том числе и на родном, составляет обучение письменной речи. Это не только знание звуко-буквенных соответствий, но и орфография, и синтаксис, и морфология… На письме всплывают все те недочеты, которые не слышны или допустимы в устной. Письменная речь отсрочена, это означает, что содержание не привязано к «здесь и сейчас», поэтому автор текста не сможет дать читающему никаких дополнительных разъяснений, только написанный текст.
Содержание же устной речи может быть скорректировано в процессе говорения. И не только с помощью языковых средств. Помогут и мимика, и жесты, и окружающая обстановка, и уточняющие вопросы собеседника. Главное не бояться и попытаться выразить то, что хочется сказать.
Говорить на иностранном можно, даже обладая минимальным запасом слов и выражений.
Вспомните, как маленькие дети начинают говорить на родном языке! Они не умеют не только строить предложения, но поначалу и двух слов связать не могут. Но доносят до родителей и окружающих суть потребностей. Новые слова в речь малыша поступают постепенно, но дети не молчат, а выражают свои просьбы и желания с помощью имеющегося запаса языковых средств, который пополняется из ответов взрослых. Другими словами, речь ребенка развивается в процессе живого общения, в ходе ежедневных вопросов и ответов. Дети не боятся делать ошибки, не боятся повторять, если их поняли не так, как надо. Они проявляют упорность и настойчивость и достигают немалых успехов.
А что же при изучении иностранного языка?
Да все то же самое! Если цель – научиться говорить, то достигать ее нужно непосредственно в процессе общения, в ходе регулярного устного проговаривания фраз и выражений, слушания и повторения. Невозможно научиться плавать, если не тренироваться плавать в воде. Кататься на велосипеде или на коньках также невозможно, если только сидеть и смотреть, как катаются другие. «Я умею» — это значит, что я много тренировалась и научилась. Умения в говорении на английском приходят также в процессе тренировок в ходе устного общения.
Итак, в чем же могут крыться причина того, что ребенок учит английский, а не говорит?
Попробуем разобраться.
Возможная причина №1. И самая распространенная. Ребенка учат читать на английском, писать, но совершенно не уделяют внимание устному общению. Или уделяют крайне мало времени. То есть условия обучения просто не способствуют тому, чтобы ребенок начал говорить. Это все равно что рассказывать, что такое велосипед, где у него руль, педали, для чего они нужны и как они работают, но если не посадить на этот велосипед ребенка, то он будет знать про него все, но…так и не научится кататься! Еще раз повторим. Обучить любой деятельности можно только в ходе непосредственного выполнения именно этой деятельности.
Возможная причина № 2. Тоже весьма распространенная. Английский изучается в устной форме и вроде все условия для овладения говорением есть, но… преподаватель все время исправляет ошибки ребенка. Что происходит в подобной ситуации? Никому не нравится, чтобы постоянно исправляли. Это отбивает желание всякой деятельности. Тем более у детей. Им хочется пробовать и пытаться делать самостоятельно. Пока они не упадут, не обожгутся, слова взрослых мало чего значат. Надо дать попробовать, а если не получится, объяснить, как делать, чтобы результат был лучше. Позиция наблюдателя – во время подстраховать, но не «грузить» теорией. Минимум слов! Дети не любят слушать. Это утомляет или создает ложное впечатление повышенной сложности.
Вернемся к английскому. Если преподаватель не поощряет старания ребенка выразиться по-английски, а сразу начинает исправлять допущенные ошибки, то такой ход событий при регулярном повторении отбивает всякое желание даже пытаться начать говорить. Еще и штамп остается – говорить – это сложно, я все время ошибаюсь, меня никто не понимает…Существует целый ряд рекомендаций, как исправлять ошибки у детей так, чтобы не навредить. Если ребенок делает свои первые шаги в освоении иностранного языка, главное, не испугать, а для этого ни в коем случае нельзя перебивать. Можно повторить его фразу без ошибок самому преподавателю, так, чтобы ребенок услышал правильный вариант. Но если дети пытаются наладить диалог друг с другом, на первых порах лучше оставаться внимательным слушателем.
Возможная причина № 3. Ребенок очень застенчивый или тихий, его не слышно среди звонких голосов одногруппников, после пары-тройки безрезультатных попыток быть услышанным просто молча сидит. Опять нарушается главное условие – научиться говорить можно только при непосредственном участии в процессе говорения. А для этого тоже нужно уметь создать необходимые условия, чтобы каждый в группе мог участвовать в общении. Индивидуальный подход, речевое взаимодействие со всеми.
Возможная причина № 4. Ребенку не интересна тема общения, нет желания участвовать и что-либо говорить. Может быть содержание материала и задания, которые использует преподаватель, не подходят ребенку по возрасту. Это как учить на велосипеде, где ноги не достают до педалей. Или ребенок еще толком на воде не научился держаться, а его уже просят плыть кролем. Тут каждый растеряется…
Задания должны быть посильными, материал отбираться согласно возрастным особенностям – т.е. перекликаться с ситуациями общения, актуальными для детей в их повседневной жизни. Поинтересоваться, имеется ли в продаже клубничное мороженое актуально для ребенка и 4-х лет, и 6, и 12. Только речевые средства в каждом возрасте будут свои. В 4 года достаточно вопросительным тоном сказать strawberry ice cream? В 6 лет лучше уже полной фразой Can I have some strawberry ice cream, please? В 12 можно уже и через конструкцию there is – Is there any strawberry ice cream? А вот то, как бронировать номер в гостинице, ни одному из перечисленных возрастов будет совершенно не актуально и не вызовет желания принять активное участие в обсуждении деталей этого вопроса. Не соответствует возрастным потребностям. В повседневной жизни этим занимаются родители.
Как же правильно учить детей говорить на английском?
Первое. Создаем необходимые условия. Как уже стало понятно из всего, что написано выше, изучение английского должно начинаться с устных форм общения и, конечно же, сразу на английском. Мозг ребенка очень пластичен, а языковые законы дети легко усваивают именно из речи! Им не нужны дополнительные комментария и разъяснения, чем больше правильной устной английской речи они слышат, тем быстрее включаются механизмы восприятия и механизм аналогии – говори так, как слышишь. В помощники берем наглядность, мимику, жесты. Все это сопровождает естественную разговорную речь и, конечно же, поможет при восприятии иностранной.
С другой стороны, от детей в ответ тоже требуем только английский. Пусть одно слово и куча жестов. Но по-английски! Просьбы, вопросы, комментарии – все на английском. Параллельно будет решен дисциплинарный вопрос – не знаешь, как сказать, молчи и слушай, как говорят другие.
Второе. Содержание обучения. Используем приемы, вовлекающие в процесс говорения. Это любые вопросно-ответные задания, задания на догадку, вызывающие интерес и подстегивающие спросить или высказать предположение на английском. Соревновательные моменты, игровые задания, где, чтобы стать победителем, обязательно нужно говорить, элементы квизов и квестов. Меняйте деятельность и формы общение: позанимались с карточками в кругу, сыграли в активную игру, покидали мячик с вопросами-ответами, потом разбились на 2 команды, сделали задание по цепочке. Тоже самое с наглядными материалами. Они должны быть разными – и картинки, и игрушки, и предметы из реальной действительности, и созданные в процессе урока свои рисунки или поделки.
Третье. Имитируем языковую среду. Дети должны учиться воспринимать разную речь на слух. К голосу преподавателя они привыкают довольно быстро, но у разных людей свои особенности произношения и надо уметь понимать разную речь. Поэтому включение в содержание занятия видео материалов:
- Во-первых, разнообразит урок еще одной деятельностью.
- Во-вторых, визуальная память у детей развита очень хорошо и дети с удовольствием посмотрят видео сюжет.
- В-третьих, это возможность передохнуть и детям, и преподавателю,
- В-четвертых, и самое главное, умелая работа с видео – еще один способ вовлечь детей в процесс говорения.
Вариантов работы много: можно через вопросы расспросить о сюжете, можно обсудить героев, можно попросить озвучить видео. Все зависит от способностей учеников. С малышами хорошо подойдут мультики, с детками постарше лучше отбирать видео сюжеты из фильмов или аутентичные записи с участием детей их возраста, это усилит интерес к изучению языка.
Подведем итоги
Говорить на английском можно, даже если знания совсем минимальные. Главное, не бояться! Ребенок будет говорить, если начинать учить его в общении и через общение, т.е. в ходе речевого взаимодействия на английском языке. Такие «тренировки» совсем не обязательно должны быть длинными, но желательно, регулярными. Роль преподавателя – поощрять, хвалить, всеми способами вовлекать в процесс общения.
Именно так строятся занятия по изучению языку в онлайн школе английского для детей 4-12 лет новакид. Наши преподаватели – носители языка – аккуратно погружают учеников в языковую среду с первых минут занятия, адаптируя мозг ребенка к восприятию иностранной речи. Процесс увлекает детей и говорить они начинают довольно быстро. Первый урок бесплатно, попробуйте!