Как выбрать хорошие онлайн уроки английского? 5 признаков качественного обучения
Период пандемии для сферы образования послужил поводом для развития онлайн формата обучения, оценить достоинства и недостатки которого не смог только ленивый. Из главных «плюсов», конечно, возможность заниматься из дома, в комфортной обстановке; из «минусов» — удержание внимания ребенка на время занятия. Постпандемийный «бум» предлагаемых онлайн курсов, в том числе курсов английского для детей, ставят родителей в тупик: как выбрать те уроки, которые, во-первых, подойдут и ребенку, во-вторых, будут продуктивными, а не просто носить развлекательный характер?
Виды онлайн уроков
Те, кто столкнулся с переводом детей на онлайн обучение, могут прийти к выводу, что такой способ не подходит для школьников. Возможно, для старшеклассников еще с натяжкой и можно, но однозначно не для началки. Потому что это мучение, а не обучение. И то, что творилось в 2020 году, другим словом не назовешь, потому что все происходило спонтанно и учителям приходилось выкручиваться «кто во что горазд». Однако преподаватели дополнительных занятий адаптировались намного быстрее и часть клубов так и оставили онлайн формат, который за время пандемии отстоял право на существование. Это в первую очередь касается как раз языковых клубов.
Итак, какими должны быть эффективные онлайн уроки по языку?
Пункт 1. Привлекательная “обертка”
Если детям на онлайн занятиях предложат черно-белые сканы учебников или слайды презентации Power-Point, испещрённые мелким черным шрифтом, то не удивляйтесь, что уже через 5 минут ребенок потеряет интерес и внимание будет сосредоточено на чем угодно, но только не на том, о чем говорит преподаватель.
Качественный онлайн урок – это умелое сочетание приемов из офлайн обучения с возможностями информационно-компьютерных технологий, использование аутентичного видео и задействование материалов англоязычных сайтов, что делает уроки английского привлекательными, живыми, яркими и продуктивными.
Пункт 2. Удержание внимания
С использованием ИКТ понятно – это, в первую очередь, применение программ, которые благодаря видео- и звуковым эффектам привлекают внимание. Например, Word Wall, благодаря которому можно и работу с лексикой выстроит, и грамматику прокачать, и организовать работу с чтением и разговором.
А вот умелое включение приемов, которые использовались в офлайн обучении, получается далеко не у каждого. Некоторые преподаватели при переходе на онлайн формат и вовсе исключают наработки, которые с успехом применяли в аудитории. И напрасно.
- Во-первых, частое использование на занятии видео-аудио- и прочих спецэффектов сильно утомляет детей. Недаром есть установленная норма по просмотру мультиков по возрастам.
- Во-вторых, внимание удерживается гораздо дольше, если его переключать с одной «волны» на другую: посмотрели видео, поработали мышкой, подвигались, послушали, обсудили…предметы в руках у преподавателя, потренировались в Word Wall.
- В-третьих, использование на онлайн занятиях предметов из реального мира способно заинтересовать детей не меньше, чем любые двигающиеся анимэ-картинки. А как дети любят показывать преподавателями своих питомцев, любимые игрушки, рисунки, поделки, книжки!..
Пункт 3. Геймификация
Обучение через игру может с успехом стать лозунгом образования 21 века. А где как ни при онлайн обучении удобнее всего включать игровые приемы? Преодоление препятствий, прохождение этапов и уровней, квесты, квизы, получение наград… У преподавателя онлайн и карты на руках. А если у школы имеется своя образовательная платформа с так называемыми интерактивными онлайн классами для занятий, то, вне всякого сомнения, английский дети будут ждать с нетерпением.
Пункт 4. Преподаватель
Однако успех обучения и продуктивность занятий, что при офлайн, что при онлайн целиком и полностью зависит от преподавателя. На преподавателя ложится ответственность за успеваемость ученика, мотивированность и степень заинтересованность в уроках и к изучаемому языку. Подобрать правильно ключик к каждому ученику – целая наука! А при онлайн обучении – это целое искусство.
Онлайн преподаватель должен уметь чувствовать ребенка «через экран» и «молниеносно» реагировать на изменения в настрое ученика. Это требует не столько высокой профессиональной педагогической компетентности, т.е. владения предметными знаниями и умениями и знаниями о своем ученике, но и обладанием высоким уровнем эмпатии и сформированным эмоциональным интеллектом.
Если преподаватель никак не реагирует на отрицательную реакцию ребенка по отношению к предлагаемым заданиям, если ребенок явно демонстрирует скуку, а преподаватель не предпринимает никаких мер, то это не есть показатель хорошего урока.
Пункт 5. Взаимодействие
Важность положительного эмоционального контакта преподавателя и ученика при онлайн обучении неоспорима, но главной составляющей успеха на занятиях по английскому языку остается речевое взаимодействие на изучаемом языке, удельный вес которого должен составлять не менее 2/3 урока. Причем говорить должен не только преподаватель.
Эффективное обучение речевому общению строится исключительно на изучаемом языке с первых минут первого урока. На английском осуществляется приветствие, повторение пройденного, введение нового материала, закрепление. И все это в ходе диалогового общения, в ходе которого ребенок учится говорить на изучаемом языке.
При обучении онлайн организовать такое взаимодействие помогают перечисленные выше пункты. И привлекательное оформление и наполнение, и приемы геймификации, и чуткость, внимательность преподавателя «играют» на поддержание речевого контакта в течение урока.
Если во время онлайн занятия ребенок большую часть времени молчит, стоит задуматься о правильности выбранных уроков.
Наш выбор – онлайн уроки в школе английского для детей 4-12 лет новакид. Занятия длятся 25-30 минут – это время было выбрано неслучайно. Исследования в области онлайн образования показали, что такого периода времени достаточно для того, чтобы ребенок был активен и занятие шло продуктивно. Преподаватели-носители языка говорят только на английском. Выстраивать контакт с ребенком помогает широкое использование невербальных средств. А специально разработанная для занятий интерактивная комната позволяет проводить уроки с детьми с задействованием последних достижений в области ИКТ и приемов эдъютейнмента, т.е. обучения через развлечение. Первый урок бесплатный!