Мы все знаем, какую роль играет семья в жизни человека. «Все идет из детства». Многие результаты родительского воспитания и отношения к разным аспектам жизни остаются с нами во взрослой жизни.
Однако в раннем возрасте на становление характера, ценностей и особенностей поведения ребенка могут повлиять разные аспекты среды — отношения с родственниками, детский сад и школа, курсы и кружки: английский, музыка, спорт.
Личность формируется под воздействием множества факторов, и не все из них можно проконтролировать.
Как вести себя родителям, чтобы их ребенок стал счастливым и успешным человеком? Как повлиять на его желание учиться, на целеустремленность, ответственность и умение думать своей головой?
Novakid задал несколько вопросов эксперту — Ирине Терентьевой, детскому психологу, автору тренингов для родителей и создательница проекта Детология.
Что влияет на мотивацию ребенка — семья или школа?
Роль семьи в жизни человека огромна. Что касается учебы, то главная задача семьи — сформировать у ребенка мотивацию, помочь поверить в себя, развивать и поддерживать естественное любопытство, интерес ко всему, который есть у всех детей с рождения. Функция школы — не только обучение, но и общение со сверстниками.
В семье формируется здоровая позитивная самооценка у ребенка, родители поддерживают его любознательность, отвечают на вопросы, помогают познавать мир и поощряют это.
Школа открывает ребенку новые и новые горизонты, здесь он учится общаться и строить отношения.
“Но это в идеальном мире. В реальности все гораздо сложнее и вариативнее. Бывает такое, что ребенок приходит в школу уже с низкой самооценкой, без уверенности в себе и мотивации учиться. В школе ему страшно, ведь кажется, что ничего не получится, хотя он еще даже не пробовал. А бывает и наоборот — когда любознательный ребенок с большой мотивацией к учебе приходит в школу и встречает не очень грамотного педагога. И его желание учиться быстро пропадает”, отмечает Ирина Терентьева.
Какую роль в становлении личности играет воспитание в семье и школе?
Основы мировоззрения, конечно, закладываются в семье. Еще в дошкольном возрасте ребенок перенимает ценности родителей, получает навыки общения. По сути, он приходит в школу уже сформировавшейся личностью.
Там он получает больше опыта взаимодействия со сверстниками и взрослыми, попадает в разные коммуникативные ситуации, значительно расширяет представления о себе и мире.
Сложно сказать, что важнее. Родители — самые значимые взрослые, ребенок ориентируется на них в первую очередь до определенного возраста. Когда он становится подростком, большую роль начинает играть коллектив.
Задача родителей в этот период — помочь найти такой коллектив, который будет стимулировать ребенка к развитию, получению новых навыков, образованию.
Психологическая грамотность и воспитание ребенка
Психологи шутят, что психотерапия ребенка начинается за три года до его рождения — с психотерапии его родителей.
Родителям, чтобы не наломать дров в воспитании, очень важно прокачивать личную психологическую грамотность, эмоциональный интеллект и узнавать больше о психологии детей.
- Проработать свои травмы нужно, чтобы контролировать усвоенные в собственном детстве «автоматизмы». Чтобы в один момент, когда ребенок совершит ошибку, которая станет триггером, не начать говорить такие слова, которые вы обещали себе никогда не говорить.
- Знания в психологии детей важны, чтобы понимать, какие особенности соответствуют разным возрастам, что является нормой в определенном возрасте, как вводить правила и устанавливать порядок с детьми.
Психолог Диана Баумринд выделила 4 стиля воспитания: авторитетный, авторитарный, либеральный (разрешающий) и индифферентный (пренебрегающий). Как они влияют на способность к обучению, на образование ребенка?
Здесь еще раз стоит подчеркнуть важность понимания психологии детей. Потому что разные стили воспитания подходят для разного возраста: пренебрегающий стиль подойдет для подростка, но не для трехлетки. Авторитарное воспитание «сработает» с дошкольником, но ни в коем случае — с подростком лет 12-13.
Если говорить об образовании, то в начальной школе наиболее подходящим будет авторитетный стиль воспитания. С авторитетом и примером родителя ребенок учится самодисциплине, ответственности, планированию, привыкает делать домашние задания.
Когда он взрослеет, вы постепенно отпускаете контроль и даете ему больше самостоятельности, и учеба полностью переходит под ответственность ребенка.
Этот процесс занимает разное количество времени в зависимости от склонностей, от скорости работы, от утомляемости. Важно ориентироваться на своего ребенка.
Были полезны советы Ирины Терентьевой?
Поделитесь вашим опытом в комментариях!