Языковая и речевая задержка у детей: причины, проявления и способы справиться
Все дети развиваются по-своему, осваивают ключевые навыки в разном порядке и в разное время. Однако существуют медицинские и педагогические стандарты, определяющие, в каком возрасте ребенок должен начать ходить, говорить, узнавать лица, реагировать на разные стимулы. Отставание от этих стандартных сроков часто становится серьезным стрессом для родителей.
В этой статье Novakid отвечает на самые популярные вопросы родителей о задержке речевого развития и языковой задержке.
С какого возраста ребенок должен говорить?
Считается, что в норме взрослым должно быть понятно 50% речи двухлетнего ребенка и 75% речи трехлетки. А к четырем годам ребенок уже должен полноценно общаться и со сверстниками, и с большинством взрослых. Однако все дети развиваются по-разному, некоторые навыки осваиваются быстрее, некоторые медленнее. Поэтому специалисты обычно не диагностируют задержку речи раньше 3-х лет.
Более важными аспектами раннего развития считаются:
- крупная и мелкая моторика (движения, мимика и язык тела)
- когнитивные способности (память и концентрация)
- эстетическое развитие (фантазия, интерес к играм, рассказам, рисованию, пению)
Чем отличаются языковая задержка и задержка развития речи?
Задержка развития речи у детей – довольно частая ситуация. Но то, что ребенок «не говорит» после трех лет, может быть связано как с речевыми, так и языковыми факторами.
Если у ребенка присутствует задержка речи, он вполне может выражать свои мысли вербально, просто слова и фразы могут быть нечеткими, трудными для понимания.
Речевое развитие напрямую связано с артикуляцией. Развитие языка имеет вербальный, невербальный и письменный аспекты, что вызывает трудности с общением в целом.
Из-за чего возникает задержка речи и языка?
Причины задержки развития речи и языка у детей, в целом, совпадают.
Специалисты выделяют две группы факторов:
- Медицинские. Сюда входят как физические особенности, например, нарушения слуха или речевого аппарата, так и, например, дислексия, расстройства аутистического спектра, селективный мутизм. Также к медицинским факторам риска, которые могут повлиять в том числе на задержку речи, относятся недоношенность, низкий вес при рождении, обвитие пуповины.
- Средовые. Немедицинские факторы связаны с обстановкой в семье. На развитие речи ребенка могут влиять наличие подобных проблем у родителей или ближайших родственников, уровень образования, даже размеры семьи и присутствие разногласий.
Может ли билингвизм быть причиной?
Нет. Освоение двух и более языков в раннем возрасте не становится причиной задержки развития речи.
Конечно, один язык скорее всего станет доминирующим, и накопление такого же словарного запаса во втором языке займет определенное время. Но в целом билингвы отлично формулируют и выражают свои мысли вербально.
Привычка «переключаться» между языками, большая гибкость мозга влияют на лучшее развитие речи и освоение чтения.
Как проявляются проблемы в развитии языка и речи?
При диагностике задержки речевого развития у детей специалисты обращают внимание на разные факторы в соответствии с возрастом.
Возможно, у вашего ребенка есть проблемы развития речи, если он:
- В год не обращает внимания на звуки и оклики, у него отсутствует указательный жест;
- К двум годам предпочитает использовать жесты, а не звуки, чтобы обозначить свои потребности; не следует простым словесным указаниям («да», «нет», «стоп»);
- В три заикается, растягивает звуки, не составляет полноценные предложения, а говорит отдельными фразами; не проявляет интереса к разглядыванию книжек, рисованию.
Если вы заметили подобные особенности в поведении ребенка, стоит обратиться к педиатру или поговорить с педагогом, например, воспитателем или психологом в детском саду. Далее вам, возможно, порекомендуют проконсультироваться с логопедом.
Что делать, если у ребенка задержка речи?
Многие родители испытывают вину и неловкость, если у их детей проявляются подобные особенности развития. Но, как мы упоминали ранее, причин у них может быть множество, и не все из них можно контролировать.
Постарайтесь сфокусироваться на том, чтобы помочь ребенку заговорить.
Для этого стоит учесть рекомендации специалистов, но и у родителей есть способы повлиять на ситуацию.
В развитии речи и языка у детей главное – это практика и мотивация. Чем больше ребенок говорит в течение дня, тем лучше его навыки.
Помочь своему сыну или дочери освоить речь можно через некоторые привычки в общении и бытовом поведении:
- Повторяйте определенные слова, чтобы ребенок запоминал их и использовал более уверенно.
- Расширяйте мысль. Превращайте фразы ребенка в полноценные «взрослые» предложения.
- Давайте время сформулировать предложение целиком. Вы хорошо знаете своего ребенка, и скорее всего можете понять, что ему нужно или что он имеет в виду, и по половине фразы, и по жестам. Но, чтобы малыш привык к полноценной вербальной коммуникации, важно делать паузы и не отвечать, пока он не произнесет мысль полностью. Плюс – спокойный, медленный разговор создает меньше стресса для ребенка, позволяет ему лучше сосредоточиться.
- Дурачьтесь, изображайте смешные звуки и выдуманные слова. Это снимает напряжение, ребенку становится проще выражаться вербально.
- Обращайте внимание на окружающие объекты, описывайте цвета, звуки, текстуры.
Еще для развития речи полезно читать и рассматривать книги, обсуждать впечатления, фантазировать по поводу того, что изображено на картинках. Это поможет выяснить, что привлекает внимание ребенка.
А вот время на просмотр мультиков и игры в гаджетах стоит четко определить и не превышать установленный лимит. Общение с родителями и сверстниками должно занимать больше времени в течение дня!
Было полезно и интересно? Ставьте лайк и пишите в комментариях о своем опыте!